В результате атаки на RuTube было поражено более 75% баз и инфраструктуры основной версии и 90% резервных копий и кластеров для восстановления баз данных, пояснили в пресс-службе видеохостинга. По оценкам технических специалистов, основная сложность заключается в восстановлении инфраструктуры, представляющей собой сотни серверов, каждый из которых приходится восстанавливать в ручном режиме. При этом команде Rutube удалось достаточно быстро восстановить функционал платформы после мощной кибератаки.
Директор Института прикладных политических исследований ВШЭ Валерия Касамара: Цифровые платформы стали ключевым инструментом soft power для передовых стран, а их экспансия – синонимом расширения влияния на общество и территории без силовых методов. Поэтому попытки взращивания внутренних цифровых сервисов и блокировки внешних будут активизироваться. История с RuTube - это миниатюра того, что происходит в мире. Во-первых, дата атаки выбрана не случайно. В текущей геополитической обстановке, когда в ряде стран все российское подвергается кэнселингу, День Победы, один из главных российских праздников, сам по себе становится поводом для недружественных провокаций. Во-вторых, сам факт наличия и развития отечественных цифровых платформ создает угрозу монопольному положению западных. И если раньше преимущество достигалось конкурентными методами (пользователь выбирал более качественный, удобный и раскрученный продукт), то сегодня все чаще применяются взаимные блокировки и воздействие на инфраструктуру.
Политолог Максим Жаров: Атака на RuTube актуализирует вопрос лояльности государству IT-специалистов, занятых в сфере поддержки критически уязвимых элементов российской цифровой инфраструктуры. Сама эта проблема до сих пор не осознана и в самом RuTube, если сервис позволяет себе в своем телеграм-канале вести «шутливую» переписку на украинском языке с предполагаемыми режиссерами атаки. Крах RuTube не снимает с повестки дня вопрос блокировки YouTube, а еще сильнее обостряет его. Теперь вся надежда профильных российских чиновников на VK. Но если под напором атак изнутри и извне бесславно провалится и эта платформа, то блокировка YouTube окажется бессмысленной.
Вице-президент Российской ассоциации политконсультантов Алексей Куртов: RuTube является региональным ресурсом, в отличие от глобального YouTube. Поэтому адекватной замены не будет в принципе. Решение о блокировке ресурсов, принимается не техническими специалистами и не профессионалами развития интернета. Такое решение может быть только политическим и поэтому непредсказуемым с точки зрения технических вопросов.
Руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян: Rutube – это альтернатива, а не замена YouTube. Возможно, со временем, это будет площадка с огромной библиотекой контента и набором топовых блогеров и шоу, но все же YouTube - глобален, он больше и шире сугубо русскоязычного контента. Задача построить второй YouTube утопична, стратегия развития - это формирование национального чемпиона, с понятным и принятым в России контентом, в полном соответствии с национальным законодательством и практиками правоприменения. Вопрос блокировки YouTube - это вопрос баланса задач и целей работы правоохранительных органов, спецслужб и интересов общества. На примере блокировки Instagram мы увидели, что они на 100% не сходятся. Малый бизнес, блогеры, СМИ - все только потеряли от этого решения. А органы правопорядка увидели более 10 млн граждан, которые освоили или включили на своих устройствах VPN - то есть и тут понятный полноценный результат не был достигнут. Исходя из кейса Instagram, я бы не исключал попыток законодателя и специальных служб ограничить доступ к YouTube, но не уверен, что его блокировка будет признана целесообразной.
Нашими источниками являются Телеграм каналы. По вопросам размещения и добавления информации о вашем телеграм канале, просьба писать на e-mail: info@telegramhub.ru